Заказать обратный звонок




+7 (903) 163 99 37 En Cn

Применение архетипов в брендинге для манипуляции подсознанием клиентов

Архетип – это понятие, которое обозначает образы, символы и картинки в коллективном бессознательном. Считается, что они существуют в глубинах нашего разума с рождения и передаются от предков.

Архетипы личности – это сценарии, попадая в которые человек неосознанно совершает определенные поступки, делает выбор. Архетипы бренда соответствуют личности своего основателя, вызывая у пользователей определенные образы.

Что такое архетип

Слово архетип дословно с греческого языка переводится, как «прообраз». Перевод как нельзя лучше расшифровывает это понятие. Ведь архетип – это основной элемент коллективного бессознательного, в котором зашифрованы универсальные образы, символы, мотивы.

Архетипы находятся в самых глубоких слоях нашего разума (некоторые психологи утверждают, что – души). Они не формируются в процессе приобретения навыков, жизненного опыта. Считается, что человек уже рождается, имея архетипы персонажей.

Основоположником понятия «архетип» считается лучший ученик Фрейда – К. Юнг. Он заметил, что сценарии легенд, приданий, образы различных персонажей (дракон, ведьма, рыцарь, волшебник) одинаковы и повторяются у разных, не связанных друг с другом народов, вне зависимости от времени и места их проживания. Даже ребенок, который никогда не сталкивался с такими понятиями, уже имеет о них представление.

По основной версии, архетипы формировались в сознании людей тысячелетиями, передаваясь новым поколениям от предков на протяжении всего времени существования человечества. Они уже заложены в код ДНК каждого ребенка. Архетип – это память предков, которой обладает каждый человек.

Архетипы влияют на жизнь каждого человека. Это врожденные модели и идеи, которые заставляют реагировать на различные события определенным образом.

В коллективном бессознательном каждого индивидуума присутствует весь список архетипов. Они являются во снах в качестве символов, оказывают влияние на поведение, выбор.

Под влиянием различных событий люди входят в роль одного (или нескольких) из архетипов, начиная действовать по его сценарию. Причем у каждого варианта есть отрицательные и положительные полюса.

С помощью психолога архетипические мотивы можно корректировать, переходя из одного полюса роли в другой или даже менять сценарий.

Теория архетипов нашла практическое применение в брендинге. Она помогает не только создать уникальный образ бренда, но и найти наиболее эффективный подход к клиентам.

Знание архетипа позволяет:

  1. Понять логику собственных поступков, спрогнозировать развитие собственной личности.
  2. Осознать собственные мотивы, страхи, барьеры.
  3. Создать компанию, в которой будут отражаться собственные ценности. Понять, какой образ будут видеть потребители в бренде.
  4. Научиться достигать взаимопонимания с разными людьми.
  5. Достигнуть большей продуктивности во всех жизненных сферах.
  6. Составить психологический портрет целевой аудитории. Понять мотивы, барьеры потребителей при покупке продукта.
  7. Создать привлекательную для клиентов тональность коммуникаций.
  8. Оптимизировать критерии подбора персонала.
  9. Создать сбалансированную культуру корпоративного взаимодействия.

Личное и коллективное бессознательное

Чтобы лучше понять, что такое архетипы, как они влияют на нашу жизнь, стоит разобрать все три слоя нашего разума и выяснить, где находится коллективное подсознательное:

  1. Эго. Этот слой также называют сознанием. Это компонент, где содержатся наши мысли, чувства, воспоминания, благодаря которым человек ощущает свою целостность. Это то, что мы можем осознать и писать словами, что лежит на поверхности, что доступно и понятно каждому человеку.
    Эго – основа самосознания. Благодаря этому слою человек способен увидеть, осознать результаты своей ежедневной деятельности.
  2. Личное бессознательное. Более известное название – подсознание. Это глубокий слой, где хранятся чувства, образы, воспоминания, которые были забыты, вытеснены из сознания или не были осознаны. Там же находятся эмоции, которые были недостаточно яркими, чтобы проникнуть в сознание.
    Отчасти подсознание руководит сознанием, заставляя человека неосознанно совершать некоторые поступки. Личное бессознательное индивидуально для каждого индивидуума и может быть осознано.
  3. Коллективное бессознательное. Это самый глубокий слой в структуре личности. Он содержит память всего человечества и даже человекообразных предков. Здесь живут мысли, чувства и образы, общие для всех людей и являющиеся результатом совместного прошлого. Это наследие человеческой эволюции, возродившееся в каждом индивидууме.
    Именно в этом слое содержатся архетипы, поэтому они одинаковы для всего человечества.

Архетипы находятся глубже сознания и подсознания. Это скрытый ресурс, который всплывает на поверхность самостоятельно под действием разных событий. Существуют практики, позволяющие добраться до коллективного бессознательного и почерпнуть оттуда новые ресурсы для преодоления собственных барьеров или изменения сценария жизни.

Архетипы Юнга

Карл Густав Юнг первым выдвинул теорию архетипов. Это стало одной из главных причин его противостояния с Фрейдом.

Психотерапевт считал, что нельзя выделить точное количество архетипов, так как их бесконечное множество. Однако известно несколько основных архетипов по Карлу Юнгу.

Мудрый старик

Архетип Мудрый старик также называют Мудрецом и Мыслителем. Его главные потребности – изучение окружающего мира, познание качеств и свойств собственной души, личностей других людей.

Мудрый старик отличается спокойствием, отстраненностью, некоторым безразличием к достижениям и неудачам окружающих. Его сложно вывести из себя, заставить принимать необдуманные решения, участвовать в сомнительных авантюрах.

Мудреца интересует все новое и необычное, он буквально впитывает в себя знания. Его мало тревожат действия, диалоги, лишенные интеллектуальной составляющей.

Мыслители кажутся холодными и безразличными, отчасти это так. Для них приоритетнее самопознание, внутренняя гармония, единение с природой, нежели материальные блага, увеселения.

Мудрый старик способен найти эффективное решение даже самых сложных задач. К тому же он слывет отличным целителем чужих душевных мук.

Главный недостаток Мудреца – нежелание и неумение действовать, добиваться поставленной цели. Это теоретик, а не практик. Он не привык двигаться вперед, живет аскетично, довольствуется тем, что уже имеет.

Анима

Анима – олицетворение женской энергии. Причем этот персонаж присутствует в каждом человеке, вне зависимости от его пола. Нередко он оказывает влияние на мужчин.

Анима отличается высокой эмоциональностью, неспособностью контролировать собственные эмоции, порывы. Это концентрация истинно женских признаков: импульсивности, резких перемен настроения, развитой интуиции, способности искренне любить.

Анима делает людей раздражительными, легковозбудимыми. Заставляет совершать необдуманные поступки, сожалеть о них позже.

Роль Анимы могут брать на себя мужчины, приобретая описанные выше качества.

Анимус

Анимус – противоположность Анимы. Это олицетворения качеств, свойственных мужскому началу. Анимус уравновешивает импульсивность Анимы, добавляет логики в ее поступки, открывает глаза.

Анимус действует, опираясь на собственный опыт, логику. Все его поступки, суждения хорошо обдуманы, взвешены. Для архетипа несвойственен авантюризм, импульсивность, резкие смены настроения, излишняя эмоциональность. Это консервативный тип, ценящий стабильность и спокойствие.

Анимусу не хватает гибкости мышления. Повышенная осторожность не позволяет полностью раскрыть собственный потенциал. Нежелание прислушиваться к чужому мнению, менять свои взгляды часто превращает устоявшиеся догмы в абсурд. Интуиция у этого типа не развита.

Женщины, у которых на первый план выходит прообраз Анимуса, лишены женственности, утонченности, но имеют стальной стержень.

Самость

Самость – это, по мнению Юнга, абсолютный баланс, архетип, который объединяет в себе женское и мужское начало, в нем наблюдается идеальное соотношение сознательного и бессознательного. Этот архетип – эталон целостности, гармоничности.

Самость – символ динамики и равновесия. Позволяет противоположностям найти идеальный баланс.

В большинстве случаев присутствие Самости выражено слабо. Обычно этот образ приходит лишь во снах в виде едва уловимого образа, который трудно осознать.

Тень

Тень или Анти-я – архетип, который включает убеждения, установки и сценарии, неприемлемые и отвергаемые человеком. Это демон, животная часть, обитающая внутри каждого индивидуума.

Тень – тип, который каждый подавляет и скрывает внутри себя. Желание подавить Тень вызвано недопустимостью проявления таких качеств общественными нормами морали.

Компонент Тени присущ всем людям. Обычно он успешно контролируется, не выходит наружу. Однако при психических расстройствах, изменении сознания вследствие алкогольного или наркотического опьянения, в нетипичных ситуациях человек может потерять контроль над Тенью, и она начнет руководить его действиями.

Персона

Персона – архетип актера, притворщика. Она носит маски, с легкостью меняя их зависимости от ситуации. Истинное лицо, намерения, чувства Персоны разгадать практически невозможно.

Персона проживает сразу несколько жизней, персонажи которых часто не имеют ничего общего друг с другом. Этому архетипу необходимы зрители, поэтому он социализирован, легко находит общий язык с окружающими людьми, привлекает внимание, обладает практически магическим магнетизмом.

У Персоны есть скрытая темная сторона. Под масками скрывается социопат, кидающийся из крайности в крайность, считающий себя умнее и выше других людей, представляющий опасность для окружающих. Он отличается стремлением к неоправданному риску, жаждой опасных приключений.

Мать

Архетип Мать – начало всех начал. Этот тип закладывает модель общения человека с окружающим миром, определяет его отношение к родителям, собственным детям.

У Матери есть светлое и темное начало:

  1. Великая мать. Дает начало всему живому, хоронит тепло и семейный очаг. Это заботливый персонаж, дарящий любовь, душевное тепло и ласку. Стремится достигнуть во всем гармонии, сделать всех вокруг себя счастливыми. Это светлое начало.
  2. Мачеха. Темное начало. Ей свойственна хитрость, ложь, желание контролировать окружающих. Это злая старуха из детских сказок.

Отец

Отец – динамика, активность, способность принимать быстрые и верные решения. Выделяют три разновидности этого архетипа:

  1. Отец Зевс. Отличается патриархальным характером, уверенностью в себе и своих решениях, лидерскими качествами, высоким авторитетом.
  2. Отец Уран. Мужчина с высоким интеллектом, хорошо развитыми умственными способностями. Он может уходить в себя, вызывая чувство безвыходности.
  3. Отец Кронос. Приобретает образ врага. Стремится к абсолютному контролю, победам. Отличается агрессией, диктаторскими чертами.

Ребенок

Юнг считал архетип Ребенка одним из наиболее значимых. В нем сливаются мужское и женское начало, сила и слабость. Есть две разновидности этого образа:

  1. Ребенок грядущий. Он достойно переносит трудности и испытания свыше, смотрит на мир с оптимизмом, обладает волей к жизни, большой силой духа.
  2. Обиженный ребенок. Он требует внимания, защиты, неспособен преодолевать трудности.

12 архетипов по Пирсон

Применение архетипам в брендинге нашли Маргарет Марк и Кэрол Пирсон. Они стали авторами книги «Герой и Бунтарь», в которой выделили 12 видов архетипов.

Авторы говорят о том, что при разработке идеи бренда нужно опираться на психологические аспекты личности, ее потребности. Это поможет вызвать отклик в душе клиентов, повысить спрос на предложение.

Простодушный

Архетип Простодушный также известен под названием Невинный. Этот образ стремится к счастью, хочет дарить радость другим, нравиться окружающим. Он старается делать все правильно, отличается верой и оптимизмом. В этом его сила.

При этом Простодушный не хочет брать на себя ответственность за собственные и чужие поступки. Он боится ошибиться, сделать что-то неправильно, вызвать неудовольствие окружающих, быть наказанным.

Искатель

Архетип Искатель называют Авантюристом, Антигероем, Пилигримом и Странником. Он стремится познать весь мир, найти свое Я, полностью реализовать свой потенциал. Персонаж живет полной жизнью, постоянно достигая новых вершин. Он амбициозен, независим, честен перед собой и окружающими. Любит путешествия.

Главные страхи Странника – ограничение свободы, потеря внутренней гармонии, чувство опустошенности. Часто персонаж страдает из-за неспособности найти свою цель, непонимания и непринятия окружающих.

Мудрец

Архетип Мудрец также известен под именами Мыслитель, Философ, Ученый, Исследователь, Оракул, Ценитель, Созерцатель, Ментор, Детектив. Его главная цель – постичь истину. Он стремится стать экспертом, познать мир. Это персонаж с высоким интеллектом.

Мудрец боится стать невежественным, ошибиться в суждениях, обмануться в своих ожиданиях. Он, скорее теоретик, нежели практик. Много думает, но мало действует.

Бунтарь

Архетип Бунтарь – это революционер, который любит шокировать, добиваться поставленных целей. Отличается силой духа, влиятельностью.

Персонаж ломает, разрушает, переделывает то, что утратило актуальность и больше не работает. Он стремится к свободе и освобождению.

Бунтаря пугает бессилие, неспособность изменить мир, отсутствие результатов. Он может преступить закон, перейти на темную сторону.

Герой

Герой, он же Идеалист, Воин и Победитель, стремится доказать миру свою компетентность, значимость, силу, власть. Он выбирает самые сложные пути, отличается силой воли, бесстрашием.

Приобретенные ресурсы использует для помощи окружающим. Его существование – вечная битва с конкурентами, злодеями и т. д. Персонаж боится прослыть трусом, показать свою слабость и уязвимость. У него есть и негативные качества – высокомерие, неспособность вовремя остановиться.

Маг

Архетип Маг, он же Волшебник, Шаман, Целитель, стремится воплотить мечты в жизнь, понять Вселенную. Маг способен найти выигрышное решение, познать фундаментальные законы и следовать им.

Архетип Волшебник имеет и темную сторону, часто превращаясь в манипулятора. Боится, что его поступки приведут к неожиданным негативным последствиям.

В брендинге Маг выступает новатором. От его начинаний веет харизмой, он быстро находит поклонников.

Шут

Архетип Шут встречается под именами Фокусник, Клоун, Шутник, Пересмешник, Комик, Джокер, Проказник. Персонаж – неисправимый оптимист, он во всем видит положительные стороны, любые трудности преодолевает легко, с улыбкой, играючи. Он сеет веселье и хаос везде, где появляется, живет одним днем.

Главная цель Шута – сделать мир светлее и радостнее, весело провести время. Он не боится быть смешным.

Клоун боится стать скучным или заскучать. Он редко бывает серьезным, ему свойственно легкомыслие. Часто этот тип растрачивает свою жизнь зря.

Любовник, любовница

Архетип Любовник, или Соблазнитель, живет эмоциями. Он находится в постоянном поиске настоящей любви, отличается харизмой, страстностью, чувственностью, привлекательностью. Постоянно находится в центре внимания.

Любовник желает добиться интимности, получить удовольствие, любить и быть любимым, самосовершенствоваться внешне и внутренне. Он окружает себя людьми, которые ему симпатичны, выбирает работу, приносящую удовольствие.

Соблазнитель боится остаться один, перестать нравиться людям. Часто, стремясь добиться расположения окружающих, он теряет себя.

Славный малый

Архетип Славный малый стремится быть таким, как все, он боится выделиться, остаться непонятым. Персонаж ценит традиции, отличается предсказуемостью, посредственностью, приземленностью. Он не прыгает выше потолка, не стремится достичь большего. Его также называют Работягой, Своим парнем, Человеком из народа.

Главная цель Славного малого – стать частью общества, понравиться всем. Персонаж честен перед окружающими, не носит маски.

Часто Работяга теряет себя, желая понравиться другим, подавляя собственное Я.

Заботливый

Архетип Заботливый (Родитель, Альтруист, Помощник, Няня) всегда готов помочь, он больше заботится о благополучии окружающих, а не о себе. Тип отличается щедростью, способностью к самопожертвованию, альтруизмом.

Больше всего боится эгоизма, как собственного, так и окружающих, неблагодарности. Его слабость – в жертвенности.

Правитель

Архетип Правитель известен еще как Лидер, Босс, Вождь, Аристократ, Управленец, Король, Королева, Царь, Императрица. Это ответственный, уверенный в себе персонаж, обладающий выдающимися лидерскими качествами.

Правитель стремится занять главенствующую роль во всех сферах: семье, бизнесе, обществе. Для него важен контроль в любых ситуациях, абсолютная власть.

Творец

Архетип Творец известен под другими названиями: Фантазер, Новатор, Кузнец, Мечтатель, Художник, Экспериментатор, Романтик. Это творческий персонаж с хорошо развитым воображением. Он стремится созерцать, воплощая свое видение в жизнь. Он постоянно улучшает свои навыки, развивает талант.

Творец боится стать обычным, посредственным. Потерять вдохновение, творческие способности. Быть таким, как все, брать пример с других. Его слабость кроется в излишнем перфекционизме, частом принятии неверных решений.

Примеры архетипов в брендинге

Архетипы используются в создании брендинга. Бренд может олицетворять тип, который наиболее близок его владельцу или отыгрывать сценарий, приятный для потребителя.

В списке представлены примеры архетипов разных брендов:

  • Playboy– Любовник;
  • Adidas– Правитель;
  • Puma – Бунтарь;
  • Comedy Club – Шут;
  • LEGO – Творец;
  • Levi Strauss & Co – Искатель;
  • ВКонтакте – Славный малый;
  • Apple– Волшебник.

Архетипы – прообразы из глубины нашего разума, которые передаются людям от предков, присутствуют с рождения. Это сценарии, которые влияют на жизнь человека, заставляя неосознанно принимать те или иные решения. Архетипы успешно применяются в брендинге.

Замечали ли вы архетипы в известных брендах? Делитесь наблюдениями, делайте репосты в соцсети.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Оставить заявку