У вас могут возникнуть такие вопросы, как: срок действия патента и как подать заявку на патент или как получить тот самый патент. Кроме того, вас могут заинтересовать ответы, связанные с патентным поиском. Чтобы запатентовать и официально владеть вашим именем и логотипом компании, вам необходимо заполнить необходимые документы в Бюро по патентам и товарным знакам.
Но важно отметить, что логотипы не могут быть запатентованы, поскольку термин «патент» описывает право собственности, защищающее изобретения. Следовательно, логотипы могут быть защищены аналогичным образом с помощью товарного знака.
Зачем нужно патентование
Товарный знак – это форма патентования, при которой права собственности на слово, символ или имя предоставляются одному лицу или организации, например компании. Торговая маркировка логотипа вашей компании важна по нескольким причинам.
Во-первых, никто не может украсть его и использовать как свое собственное. Это будет незаконным и может повлечь за собой серьезные уголовные и гражданские наказания, согласно ст. 1515 ГК РФ, ст. 14.10 КоАП РФ и ст. 180 УК РФ. Если ваша компания добьется больших успехов, никто не сможет сорвать вашу идею и клонировать ваш логотип для развития бизнеса.
Во-вторых, если вы решите позже открыть франчайзинг вашего бизнеса, то благодаря логотипу это будет сделать намного проще.
В какую организацию обратиться
Патент выдается национальным патентным ведомством или региональным ведомством, которое выполняет задачу для ряда стран. В настоящее время действуют следующие региональные патентные ведомства:
- Роспатент в России;
- ФИПС.
Необходимые документы
Помимо заявки на данную юридическую процедуру и чека, свидетельствующего об оплате госпошлины, необходимо предоставить:
- копию лого или товарного знака, а также его описание;
- перечень товаров или услуг, на которые будет распространяться лого, согласно международной классификации (МКТУ).
Согласно ст. 1497 ГК России, если документы будут не поданы правильно, то государственный орган вправе запросить у заявителя дополнительные сведения.
Этапы оформления патента
Сама по себе процедура патентования проходит в несколько этапов:
- Подготовка – подготовить заранее название бренда и проверить его на предмет уникальности, используя для этого специализированные бюро.
- Прием заявок – оформить заявку на юридическую процедуру, указав при этом в документе подробное описание лого и класс товаров.
- Подача заявления – подать заявление в ФИПС.
- Экспертиза – провести формальную проверку и отправить заявителю уведомление о ее проведении и результате.
- Решение – озвучить решение о выдаче или отказе в патенте.
- Регистрация – внести сведения в реестр Роспатента.
- Получение патента – получить документ, свидетельствующий о правовой охране вашего бренда.
Процедура оформления патента на товарный знак сама по себе подразумевает отправку неких запросов в адрес заявителя.
Подготовка и подача заявки
В России существуют очень удобные для подачи заявки требования, при которых заявка может быть подана на любом языке с последующей подачей перевода на русский язык. Единственный документ, который должен быть обязательно представлен на русском языке, – это ходатайство о выдаче патента. Такое гибкое требование подачи заявки, безусловно, дает заявителю возможность принять решение о подаче в последний момент.
После чего следует провести патентный поиск и выявить чистоту лого. Затем подготовить все необходимые сведения для подачи заявки. Стоит отметить, что составить заявление можно как самостоятельно, так и при помощи технического специалиста. Но, как правило, этим чаще всего занимается патентный поверенный, который подготавливает заявление и приложение к нему так, чтобы у Роспатента не возникло вопросов.
Подавать заявление на патент имеет право лишь россиянин. Данную процедуру можно провести в электронном виде в режиме онлайн. Если кто-то привык по старинке, то можно подать бланк в проверяющий орган. При этом стоит учитывать, что заявление пишется строго на русском языке, а вот наименование бренда, лого – можно указывать на латинице.
Прилагаемые документы могут быть написаны и составлены на любом языке, но, как правило, Роспатент запрашивает дополнительный документ – официальный перевод. Поэтому чтобы не тратить время, лучше всего предоставлять его сразу.
Проведение экспертизы Роспатентом
Чаще всего проверка проводится формально. В ходе формальной экспертизы документы заявки проверяются на полноту и соответствие формальным требованиям. Чтобы начать экспертизу по существу, заявитель должен подать запрос на экспертизу. Такой запрос должен быть подан в течение 3 лет с даты подачи заявки или с даты подачи международной заявки в случае подачи заявки по процедуре РСТ.
Этот трехлетний срок может быть продлен на 2 месяца при условии своевременной оплаты платы за продление. Если экспертиза по существу не запрашивается в течение указанного срока, заявка считается отозванной, но может быть восстановлена в течение 12 месяцев с даты истечения срока, если уплачена официальная пошлина за восстановление и сделан запрос на экспертизу.
Экспертиза по существу представляет собой установление соответствия условий патентоспособности. Регистрирующее ведомство направляет соответствующий запрос заявителю, чтобы тот в ответ предоставил пояснения и дополнения к уже имеющимся в ведомстве материалам. Если же бренд соответствует всем необходимым критериям, то Роспатент принимает положительное решение в «регистрации» лого.
Получение свидетельства
На основе решения ФИПС в течение одного календарного месяца в Государственном реестре выдается патент на лого.
Стоимость и сроки
Стоимость патентования изобретения зависит от таких факторов, как характер изобретения, его сложность, гонорар патентного поверенного, срок действия заявки и возможные возражения, высказанные в ходе экспертизы патентным ведомством.
Некоторые страны предлагают скидки малым и средним предприятиям и заявителям, подающим заявку онлайн. Кроме того, некоторые страны допускают ускоренную экспертизу при оплате дополнительных сборов.
В России же стоимость патента логотипа составляет:
- 3 500 рублей – госпошлина;
- 11 500 рублей – экспертиза;
- 6 000 – регистрация;
- 2 000 рублей – госпошлина за выдачу документа.
Патентная защита предоставляется на ограниченный период, обычно она составляет 20 лет со дня подачи заявки.
Причины для отказа
К основным причинам относят:
- отсутствие необходимого пакета документов;
- наличие отказа заявителя от данной процедуры;
- несоответствие лого законным требованиям;
- нарушение прав третьих лиц;
- нарушение сроков подачи заявления;
- несоответствие требованиям заявления.
Международное патентование
После того, как вы прошли данную юридическую процедуру в РФ, стоит задуматься о защите своего лого и на территории других стран. Международное патентирование представляет собой всестороннюю защиту лого от кражи. Также это может и приносить доход от передачи лицензии на использование вашего лого в других странах.
Для этого можно обратиться в такие бюро, как:
- Африканская организация интеллектуальной собственности (OAPI);
- Африканская региональная организация интеллектуальной собственности (АРОИС);
- Евразийская патентная организация (ЕАПО);
- Европейское патентное ведомство (ЕПВ);
- Патентное ведомство Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Патентное ведомство ССЗ).
Бизнес-дизайн логотипа является важным инструментом для продвижения продуктов или услуг компании. Но логотип должен иметь уникальный дизайн, который включает в себя концепцию текста, цвета и другие элементы особым образом. Такой бренд производит неизгладимое положительное впечатление на потенциальных клиентов.